пятница, 21 ноября 2008 г.

Ubuntu? Arch!

После очередного обновления, Ubuntu стала ещё тяжелее и неповоротливее. На домашнем компутере (p4 2.6 ghz, 1024 ddr ram) это ещё не так заметно, но вот на рабочем (p4 2 ghz, 512 ddr 266) обновленная 8.10 еле ворочалась. Недовольным новым релизом убунты оказался не я один, на планете блогов runix проходили сообщения таких же недовольных, как и я. Среди такого рода сообщений, я прочитал заметку vonderer`а про Archlinux. Чем больше росло мое недовольство и разочарование очередным релизом убунты, тем больше мне хотелось попробовать arch. Попробовал. Понравилось!

На домашнем компьютере я обнаружил свободный винчестер, объем которого составил 750 Gb (бывает же :)), на этот винт я и поставил Arch. Полностью отказываться от Ubuntu в тот момент было рисковано, я не знал чего ждать от Arch. Заодно, имея одновременно две работающие системы на одном железе, я имел бы возможность сравнить их производительность.
Arch поставился легко и быстро, без иксов и DE. Затем, руководствуясь замечательным вики, я, спустя пару часов поставил все, что мне было нужно. А именно: alsa, xorg и шрифты, gnome c gdm, firefox, vlc, mplayer, ssh, pptpclient, rhythmbox, pidgin, gajim, темы и прочее.
Сразу вспомнились старые добрые времена ковыряния конфигов :) Справедливости ради, стоит отметить, что ковырять конфиги приходилось не сильно много, строго по делу и только на начальном этапе установки системы. Зато теперь в моем Arch есть только то, что нужно мне: никаких лишних сервисов, демонов, библиотек и пакетов. pacman также прост и удобен, как и apt-get.

Скорость работы и отзывчивости по субъективной оценке "на глаз" возросла на 20-30% ! Все стало шустрее, быстрее, резче, без задержек и задумчивости! То, что я ожидал от Arch, - получил сполна. Надежды оправдались и первые строки на http://archlinux.org.ru "Arch - Легкий, простой и гибкий дистрибутив." полностью подтвердились!

Спустя пару дней, я установил Arch на рабочем компьютере. Вместо gnome, я поставил lxde. Работает и не тормозит. Полностью установленная система с LXDE в качетсве DE, c alsa, с firefox, psi, gajim, pidgin, sshd, ntp, gedit, leafpad, mplayer, vlc, apache, php... занимает 2 Gb:

df -H
Файловая система Разм Исп Дост Исп% смонтирована на
/dev/sda3 11G 2,0G 7,7G 21% /
none 260M 0 260M 0% /dev/shm
/dev/sda1 40M 8,8M 29M 24% /boot
/dev/sda4 9,5G 331M 8,7G 4% /home


Съедено памяти при запущенном firefox(в котором открыт google.reader), pidgin и pacman (ставит громоптицу):
$ free
total used free shared buffers cached
Mem: 507268 390136 117132 0 29296 133024
-/+ buffers/cache: 227816 279452
Swap: 265064 0 265064



Итого.
В плюсах:
- гибкость, легкость и скорость;
- менеджер пакетов с разрешением зависимостей и обновление системы одной командой;
- очень информативные и удобные вики, как на русском, так и на английском;
- отзывчивые и оперативные участники на форуме, как на нашем, так и на английском (проверено ;));
- многое другое :)
Минусы тоже есть, но они как-то формируются в отдельные пункты в силу того, что они несущественны и больше связаны с привычками.
Вполне возможно, что минусы обнаружатся (не бывает же идеальных систем, правда?) со временем. Во всяком случае, Ubuntu пока что остается на втором винте, на всякий случай. С Arch я ещё буду экспериментировать и изучать её.

p.s. а если мне так сильно понравится Arch, то что же делать с названием блога? о_0

14 комментариев:

none комментирует...

fedora, друг мой.

drakulavich комментирует...

Похоже, ничто так не рекламирует Арч, как последний релиз Ubuntu.
Культ пал :)
Можно через запятую: Adept of a cult Ubuntu, Arch, etc ;-)

Анонимный комментирует...

А скажите, пожалуйста, сколько памяти занимает загруженная сис-ма с lxde?

fabiaN комментирует...

В понедельник на работу приду и наберу free :)

fabiaN комментирует...

axet, как-то с децства не задалась у меня дружба с rpm-based дистрами...

Dr.AKULAvich, он ещё не совсем пал, но близок к этому.
Через запятую - не кошерно)

virens комментирует...

Занятно: вот уже второй убунтовец переходит на Арч. Однако...
Мне просто интересно: что, интрепид так плох? У меня его, кстати, заказывают очень нехотно.

virens комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анонимный комментирует...

а что мешает на убунту поставить lxde?

fabiaN комментирует...

virens пишет...
Ну вот какой-то он совсем уж неудачный. Каких-то существенных нововведений я не заметил (кроме обновления гнома), а ресурсов кушает ещё больше. Хотя я отлично понимаю, что для того, чтобы быть популярным дистром для "домохозяек" жизненно необходимо быть таким большим и даже тяжелым, чтобы тащить все, что может потребоваться потенциальным "домохозяйкам" + куча GUI для конфигурирования системы.

Анонимный пишет...
Добавил инфу о памяти в пост.

dr4g0n пишет...
Так шустра убунта не будет, имхо. :)

Cucumber комментирует...

Расскажите как там со сторонним софтом. Компилить? В бубунте я уже забыл как это делается :)

Leoric комментирует...

Занятно: вот уже второй убунтовец переходит на Арч. Однако...

нас тут, на темной стороне, уже далеко не два (8<|

fabiaN комментирует...

Blogger Cucumber пишет...

Расскажите как там со сторонним софтом. Компилить? В бубунте я уже забыл как это делается :)

Не-не-не, Дэвид Блейн, никаких компиляций! :)
Я не настолько фанат или гик, чтобы тратить сутки на настройку системы и установку приложений, мне работать надо. Система пакетов, идентичная по своему смыслу дебиановскому apt-get. Система зовется pacman, в мане очень подробно все рассказывается + вики. Есть репозитории, есть обновление репов, есть установка из репов. Обновление всей системы одной командой: pacman -Syu. Все просто :)

uptimebox комментирует...

Сравнивать pacman и apt - это как топор со штурмовой винтовкой сравнивать. Попробуйте на Arch поставить рядом python 2.5 и 2.6 - поймёте о чём я.

Это не в защиту Ubuntu. Я сам от неё на отказался после первой беты 8.04. Пробовал и Arch, но в итоге вернулся к истокам на Debian.

fabiaN комментирует...

Не исключено, что и я последую этим же путем ;)